Муниципальное бюждетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 муниципального образования Каневской район

Сюжетно-ролевые игры по развитию финансовой грамотности.

12 апреля [пт]

 Хочешь быть благополучным - изучай финансовую грамотность,и желательно с пеленок. 

Сколько в наше время вводится новшеств: банковская карта, штрих-код, куар-код, платежная система, электронные деньги... Тут не каждый взрослый успевает разобраться, что уж говорить о детях. Поэтому говорить о финансах нужно с детства. А лучше играть, ведь ведущий вид деятельности дошкольников - гра.Игра необычайно информативна. Блестящий исследователь игры Д. Б. Эльконин полагает, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых. А детям всегда хочется почувствовать себя взрослыми.

Один из видов игры это сюжетно-ролевая игра. В которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.


Картотека сюжетно-ролевых игры по финансовой грамотности

Подготовила: воспитатель Белогорцева М.И.


Сюжетно-ролевая игра «Торговый центр»

Возрастная группа: подготовительная

Цель: учить детей в ходе игры рационально использовать денежные средства при приобретении товара.

Задачи: совершенствовать умение распределять между собой роли покупателей и продавцов; закреплять количественный счёт; закреплять правила поведения в общественных местах;воспитывать бережное отношение к вещам.

Словарная работа: шопинг

Дополнительный материал: одежда для продажи, головные уборы, телефоны, наушники, планшет, машинки-каталки, игрушки, муляжи продуктов питания, фильмоскоп, «ювелирные изделия», спец. одежда для работников торгового центра, муляжи «лекарств» для аптеки, атрибуты и предметы-заместители для «Кафе».

Предварительная работа: беседа «Зачем нужно экономить средства?», показ мультимедийной презентации «Кто работает в торговом центре?», игра «Брейн-ринг» на тему «Экономическая грамотность», инсценировка сказки «Муха-Цокотуха», сюжетно-ролевая игра «Магазин», изготовление памяток детьми «Бережливость вещей» (рисование).

Ход игры

Воспитатель: Ребята, а вы были когда-нибудь в торговом центре? Какие магазины, развлечения там есть? (ответы детей)

Кто работает в магазине? (продавцы, кассиры)

В магазине сотовой связи? (продавцы-консультанты)

В аптеке? (фармацевт)

В кафе? (повара, официанты, бармены).

В детской игровой комнате? (сотрудники детской игровой комнаты).

Я вам сегодня предлагаю отправиться в торговый центр и взять на себя роли работников торгового центра. (ребята распределяют роли и занимают рабочие места: магазин «Продукты», «Одежда для всей семьи», «Головные уборы», «Золото», «Евросеть», аптека, «Кафе», игровая комната). Остальные ребята будут покупателями. Можете разделиться на семьи. На семью выдаю зарплату по 50 рублей. (номиналом 5руб: 2 руб: 1 руб: 10 руб). Вам необходимо будет приобрести нужный вам товар, но при этом постараться не истратить все деньги. В конце игры мы посчитаем, сколько денег потратила каждая семья.

Ну что, у нас сегодня шопинг. Шопинг- это время препровождения в виде посещения магазинов, обычно в торговых центрах и комплексах, и покупки товаров — одежды, обуви, аксессуаров, головных уборов, подарков, косметики и др. 

Скажем вместе: «шопинг».

Ну а сейчас, продавцам желаю удачной продажи, а покупателям приятных покупок!

Далее игра по сюжету. После покупок, администратор (воспитатель) приглашает всех участников в кинотеатр на просмотр сказки «Жадный бай». После просмотра сказки-анализ произведения.

Итог. Подсчитываем оставшийся бюджет. Анализируем на что потрачены деньги. Нужно ли было покупать данный товар? С каким новым красивым словом мы с вами познакомились? (шопинг). Молодцы! Вам понравилась игра?

Сюжетно-ролевая игра «Рекламное агентство»

Возрастная группа: старшая группа

Задачи: Дать детям представление о назначении рекламы, ее видах: печатная, радио – и видеореклама; развивать воображение, самостоятельность.

Материал: различные рекламные материалы (наклейки, ручки, книги, игрушки и.т.д.)

Содержание: Дети рассматривают альбом с рекламными объявлениями, шапочки, футболки. Вспоминать что рекламу можно встретить на щитах у магазина, на автобусах, на домах и.т.д. Вспомнить, что реклама, напечатанная на бумаге, на ткани, на металле называется печатной; реклама, которую мы видим по телевизору, - видеореклама, слышим по радио – радиореклама.

Вопросы к детям:

Для чего нужна реклама?

Можем ли мы обойтись без нее?

Какая бывает реклама?

Почему говорят «Реклама – двигатель торговли?

Подвести детей к пониманию того, что реклама нужна для получения информации о товарах, местах их продажи. Товары, хорошо рекламируемые, продаются быстрее.

Предложить детям придумать рекламу на мягкую игрушку. Напомнить, что в рекламе обязательно надо отметить все лучшие качества игрушки, способы игры с ней, преимущества перед другими игрушками.

Предложить рекламу, составленную детьми соседней группы.

Покупайте слона, он без уха и хвоста,

С красным длинным языком и оранжевым хвостом.

Любит он сидеть в углу и трубить «ду-ду-ду-ду»!

Купят ли игрушку-слона после такой рекламы? Почему?


сюжетно-ролевая игра «Рекламное агентство  «Знайка»

Возрастная группа: старшая

Задачи: Познакомить детей с профессиями людей, работающих в рекламном агентстве.Воспитать уважение к их труду.

Материал:Сюжетные картинки, изображающие людей разных профессий (звукорежиссер, оператор, художник - дизайнер, заказчик)

Ход игры: Гном Эконом сообщает детям, что сотрудники рекламного агентства «Знайка» обратились к нам за помощью. Поступил срочный заказ, а из-за эпидемии гриппа все сотрудники заболели.

Рекламное агентство – это агентство, где делают рекламу на разные товары. В рекламном агентстве «Знайка» есть три студии: «Радиознайка», «Видеознайка», «Художникознайка». В агентство поступил заказ от завода изготовителя конструкторов для детей. Сотрудники агентства просят нас сделать рекламу конструктору «ЛЕГО»

И начнем мы со студии «Радиознайка» В этой студии делают рекламу  на радио. Подумайте, кто будет звукорежиссером, диктором, рекламодателем (дети распределяют роли при помощи считалки).

Гном – Эконом предлагает послушать радиорекламу «Покупайте конструктор – «Лего» (высказывания детей записываются)

Переходим в следующую студию – «Видеознайка». В этой студии делают рекламу, которую мы видим по телевизору. Рекламодатель и режиссер придумывают интересный сюжет для рекламы. Затем они подбирают артистов и снимают сюжет на пленку. А снимать им помогает оператор.  (дети выбирают сотрудников используя игру «Стрела»)

(высказывания детей записываются)

И последняя студия – это «Художник-Знайка» В этой студии будут трудиться художники-дизайнеры. Они придумают и нарисуют образец , а печатник с этого образца сделает много копий.

Возвращаются сотрудники агентства прослушивают и просматривают рекламы, благодарят детей и дарят им альбом разных реклам.

сюжетно-ролевая игра «Детский ресторан»

Возрастная группа: средняя

Цель: сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Ресторан».

Задачи: продолжать формировать у детей умение выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом и взятой на себя ролью, договариваться, соблюдать правила игры; расширять знания детей о труде взрослых (администратора, повара, официанта, бармена, музыканта, охранник); развивать диалогическую речь, умение отображать в игре знания об окружающей жизни; воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе, вежливость и взаимовыручку. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Предварительная работа: посещение детских кафе, ресторана с родителями, экскурсия на кухню ДОУ, рассказы воспитателя, родителей о профессиях взрослых, беседы: о труде, повара, официанта, кассира, о правилах этикета, сервировке стола, правилах поведения вобщественных местах, чтение художественной литературы: К. Чуковский «Федорино горе», «Муха цокотуха», В. Маяковский «Кем быть?», С. Я. Маршак «Что у Вас?», рассматривание иллюстраций, картинок с изображением различных профессий, изготовление сувениров, атрибутов, дидактические игры  «Поход в гости», «Сервируем стол», «Вежливые слова», «Кем быть?», «Кто, что делает?»

Материал и оборудование: Бейджики: «администратор», «официант» — 2 штуки, «кассир»; униформа для официантов, кассира, водителя, повара, скатерти для столиков; разносы; папки-меню с картинками; модуль «кухня»; касса; муляжи фруктов, изделия из соленого теста пирожных, булочек, пирожков, фруктов, ягод, , мороженого, овощей и пр.; игрушечная столовая и кухонная посуда; салфетки бумажные и текстильные; маленькие вазочки с цветами для декора столиков; кошельки; сумки; деньги и чеки; ручки и блокноты для записи заказов, вывеска ресторана.

Игровые роли: администратор, повар, бармен, официант,охранник, музыканты, посетители.

Ход игры:Повара на кухне готовят заготовки; бармен

натирает бокалы, готовит салфетки; официант сервирует стол;

музыканты настраивают инструменты, проверяют микрофон;

охранник стоит на входе. Администратор встречает гостей,

предлагает пройти, присесть за столики. Официант подает

меню, предлагает сделать заказ, дает советы при выборе заказа.

Гости изучают меню, задают вопросы, делают заказы.

Официанты принимают заказы у каждого столика и относят их

повару и бармену. Музыканты начинают концерт. Пока

посетители ждут заказ, администратор предлагает всем

потанцевать. Официант приносит еду и напитки, расставляет на

столы. Гости ресторана пробуют блюда, беседуют. Официанты

приносят счёт, посетители расплачиваются и благодарят

персонал ресторана. Администратор провожает гостей,

приглашает приходить чаще.

Сюжетно – ролевая игра «Почта»

Возрастная группа: средняя группа

Цель: Формирование у детей умений играть в игру « Почта».

Задачи: расширение и закрепление знаний детей о разных формах почтовой связи: почта, телеграф, телефон; развивать навыки диалогической речи. Пополнять и обогащать словарный запас детей; воспитывать уважительное отношение к людям данной профессии, разъяснить важность и полезность деятельности работников почты.

Предварительная работа: Рассматривание и чтение:С. Маршак «Почта», Н. Григорьева "Ты опустил письмо", Е. Мара "История одного пакета". Беседы "Если бы почты не " было», "Моя мама работает на почте". Разгадывание загадок. Дидактические игры «Кому письмо?», «Назови свой адрес», экскурсия на почту, изготовление атрибутов.

Оборудование: инвентарь и оборудование сюжетно - ролевой игры «Почта». Конверты, журналы, открытки, газеты, картонные заготовки 3 почтовых ящиков, шапочки с эмблемами и сумки для почтальона. Кошельки, квитанции, деньги, банковские карточки.

Игровые роли: оператор, кассир, почтальон, посетители, шофер.

Ход игры:клиенты приходят в почтовое отделение, покупают конверты, открытки, посылочные ящики, оплачивают счета за свет; дети пишут письма, запечатывают в конверты, наклеивают на конверты марки, опускают в почтовый ящик;

- дети упаковывают посылки, относят посылки в почтовое

отделение; кассир принимает оплату за свет, продает конверты,

марки, посылочные ящики; оператор принимает посылки,

взвешивает их, распределяет почту, отвечает на телефонные

звонки; шофер привозит почту в почтовое отделение,

разгружает почту, получает новый груз; почтальон получает

почту в отделении, разносит письма и журналы по адресам.

Игры в магазин

Возрастная группа: младшая группа

Цель: формирование элементарных представлений о финансовой грамотности, формирование знаний основных понятий: монета, касса, продавец, кошелёк, бумажная купюра, магазин, товар, покупки, формировать навыки правильного поведения в магазине.

Задачи: образовательные:закрепить знания понятий : монета, касса, продавец, кошелёк, бумажная купюра, магазин, товар, покупки.

Развивающие: развить зрительную память, мелкую моторику, речь.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к деньгам, воспитывать интерес к занятию, воспитывать бережное отношение друг к другу.

Игра-ситуация «Делаем покупки»

Воспитатель берет сумку и произносит,не обращаясь к детям: «Пойду я в магазин, надо купить яблок.

В магазине очередь.

Что продают?

- Бананы, яблоки.

Вот кукла Катя.

Катя, что ты хочешь купить?

- Бананы?

Я встану в очередь за тобой.

Кто у нас продавец? (Обращается к девочке.)

Лиза, ты сегодня продавец?

Мы с Катей пришли в твой магазин».

Покупатель (воспитатель). Здравствуйте, я хочу испечь пирог, мне нужны яблоки. Дайте мне одно яблоко.

Продвец (ребенок). Вот, берите.

Покупатель: Возьмите денежку. Спасибо. До свиданья.

Игра-ситуация «Что надеть на ножки?»

Воспитатель обращается к кукле,стоящей босиком:

Катя, почему у тебя босые ножки?

Ты можешь замерзнуть! Некому тебя пожалеть. Где твоя мама?

Даша, это не твоя дочка бегает босиком? Потом с ней хлопот не оберешься: горлышко заболит, температура поднимется, гулять нельзя будет. (Даша подходит к кукле и берет ее на руки.)

Где ее обувь? Нет? Тогда надо идти в магазин. Пойдем подберем твоей дочке ботинки. Я работаю в магазине обуви. Там много товара. Бери сумку.

Воспитатель и девочка идут в магазин.

Продавец (воспитатель). В нашем магазине вы можете подобрать все, что хотите. Какую обувь вы хотите купить? Ботиночки?

Покупатель (ребенок). да.

Продавец. Вам больше нравятся красные или белые ботинки?

Покупатель. Красные.

Продавец. Примерьте ботиночки вашей дочке. Подошли они ей?

Покупатель (примеряет кукле ботинки). Подошли.

Продавец. С вас одна монета – один рубль. Спасибо за покупку. Вы довольны?

Покупатель. Да. Спасибо.

Игры в парикмахерскую

Возрастная группа: младшая группа

Цель: формирование элементарных представлений о финансовой грамотности,формирование знаний основных понятий: монета, бумажная купюра, парикмахер, парикмахерская, прическа, стрижка, ножницы, расческа.

Задачи:

Образовательные:закрепить знания понятий : монета, бумажная купюра, парикмахер, парикмахерская, прическа, стрижка, ножницы, расческа.

Развивающие: развить зрительную память, мелкую моторику, речь.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к деньгам, воспитывать интерес к занятию, воспитывать бережное отношение друг к другу.

Игра-ситуация «Модная прическа»

Вариант 1.

Воспитатель спрашивает у куклы, где она сделала такую красивую прическу.

Кукла (ютвечает, что ходила в парикмахерскую)

Воспитатель сообщает, что открывает парикмахерскую и приглашает ребят посетить ее.

Воспитатель. Ко мне пришла кукла Полина. Полина, что ты хочешь делать с волосами? Стрижку прическу? Прическу. Тогда садись поудобнее. (делает прическу.)

Прическа готова.

Посмотри в зеркало.

Нравится? С вас один рубль. (отдают парикмахеру монетку)

До свидания.

Кто ко мне следующий?

Здравствуй, Даня. Тебя подстричь? Садись. Вот ножницы, вот расческа. Стрижка готова. Тебе нравится? С вас один рубль.

Даня (отдают парикмахеру монетку)

Приходи еще.

Вариант 2

Воспитатель говорит: «я — парикмахер. Очередь большая, мне одной тяжело работать. Кто будет работать парикмахером вместе со мной?

Ева, давай работать вместе. Вот мишка пришел стричься.

Ева работает, подражая воспитателю.

Дети приходят с игрушками или сами выступают в роли клиентов.

Воспитатель. Все, я закончила работу. Пойду в больницу, горло заболело. Кто будет вместо меня? Лиза, побудь вместо меня парикмахером. Поработаешь вместе с Евой?

Приходит новый парикмахер—Лиза—и принимает клиентов.


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.