Муниципальное бюждетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 муниципального образования Каневской район

Выступление и презентация воспитателя Цыбулиной Л.В. к опыту работы на тему: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

1 слайд

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет  собой маленького исследователя с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. 

2 слайд

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие  этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение близкое к его замыслу. Нетрадиционное рисование – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет.
Это огромная возможность для детей, пробовать, искать, экспериментировать. А самое главное – самовыражаться.  Это увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Дети с самого раннего возраста пытаются изобразить свои впечатления об окружающем мире в своём творчестве.

3 слайд

Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора

4 слайд

Актуальность заключается в том, что в процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково хорошо. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет к детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования. Практика показывает, что использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста.

5 слайд

Цель: развитие творческого воображения через использование нетрадиционных методов и приёмов изобразительной деятельности.

Задачи:

Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник;

Развивать воображение и творческие возможности;

Обогащать и расширять художественный опыт детей;

Совершенствовать технические умения и навыки рисования;

Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

6 слайд

Применение нетрадиционных техник способствует формированию знаний и представлений детей о предметах, их использовании, материалах, их свойствах, способах их применения. Детям предоставляется возможность экспериментировать. Изобразительная  деятельность  с применением нетрадиционных техник способствует развитию мелкой моторики рук и тактильной чувствительности, пространственной ориентировке на листе и зрительного восприятия,  изобразительных навыков и умений, наблюдательности, подобные нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывают стремление заниматься таким интересным делом. 

7 слайд

Сколько дома ненужных,  интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д), а ведь дети даже  не догадываются, что этими предметами можно рисовать. Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки деревьев и кустарников, камушки, семена растений. Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя»,можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. 

8 слайд

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. 

Для младших и средних групп:

Тычок  жесткой полусухой кистью.

Рисование ватными палочками.

Рисование пальчиками.

Рисование ладошкой.

Отпечатки листьев.

Оттиск печатками из овощей (картофеля, яблоко).

Оттиск пробкой.

Оттиск поролоном.

Рисование втулкой

Волшебные веревочки.

Восковые мелки (свеча) + акварель.

Проступающий рисунок.

Рисование по мятой бумаге.

9 слайд

Для средних  и старших групп:

Рисование по мокрой бумаге.

Набрызг.

Монотипия пейзажная.

Печать по трафарету

Монотипия предметная

Кляксография обычная

Кляксография с трубочкой

Рисование мыльными пузырями

Воздушное напыление.

Рисование песком, крупой, солью, скорлупой.

Граттаж (пер. с франц. «скрести, царапать»)

10 слайд

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
Познакомившись с методической литературой  различных авторов, таких как: 

А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»,

И.А. Лыковой  «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений»,

Т.Н. Дороновой «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей»,

Р.Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду»

11 слайд

Я нашла очень много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:

Познакомить дошкольников поближе с нетрадиционным рисованием.

 Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.

 Сформировать у детей технические навыки рисования.

 Научить создавать свой неповторимый образ  в рисунках,  используя различные техники нетрадиционного рисования.

12 слайд

Опыт моей работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям. 

13 слайд

Во время работы я столкнулась с проблемой, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Особенно это заметно у детей 4-5 лет, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы не достаточно. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Стимулом побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. И мне удалось найти то, что нужно. Я воспользовалась опытом работы своих коллег в области обучения детей рисованию.

14 слайд

Необычность техник нетрадиционного рисования, состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе. Я представлю некоторые техники нетрадиционного рисования, которые использую в своей работе с детьми.

15 слайд

Существует определённая последовательность работы по ознакомлению с нетрадиционными техниками рисования :

 экспериментирование;

 знакомство с нетрадиционной техникой;

 творческое преобразование;

 получение оригинального рисунка;

 использование приобретенного опыта.

16 слайд

Результат работы  зависит от заинтересованности дошкольников, поэтому важно активизировать внимание детей, побуждать к деятельности при помощи дополнительных стимулов:

 игра, которая является основным видом деятельности детей;

 сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

 просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому человеку, им важно почувствовать себя значимыми;

 музыкальное сопровождение и т. д.

17 слайд

Успех использования нетрадиционных техник во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание и помочь утвердиться в позитивной позиции “творца”.

18 слайд

Методы и приёмы:

 словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ);

 наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки);

 метод наблюдения (экскурсии, прогулки, походы);

 игровые (дидактические, развивающие, подвижные)

 метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание).

19 слайд

Интеграция всех образовательных областей:

 Социально-коммуникативное развитие

 Познавательное развитие

 Речевое развитие

 Художественно-эстетическое развитие

 Физическое развитие 

20 слайд

Форма и методы реализации:

 Групповая и индивидуальная работа с детьми;

 Выставки творческих работ в группе и в ДОУ;

 Мастер - классы с педагогами и родителями;

 Консультации для родителей и педагогов;

 Публикация информации на сайте ДОУ;

 Оформление предметно-окружающей среды.

21 слайд

Результатом моей работы в данном направлении стали:

Активность и самостоятельность детей;

Умение находить новые способы для художественного изображения;

Умение передавать в своих работах чувства с помощью средств выразительности;

И самое главное слышать от ребят: «А мы будем ещё рисовать?» Значит, детям понравился процесс рисования, и они естественно хотят продолжения.

22 слайд

Заключение

Таким образом, опыт работы показал, что овладение нетрадиционными техниками рисования доставляет детям истинную радость.    На основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к рисованию. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, постепенно приобретают опыт эстетического восприятия. Дети стараются создавать новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел и стараются самостоятельно находить средства для его воплощения.

Считаю необходимым и в дальнейшей своей работе использовать техники рисования для развития творческих способностей детей. Тем более, что со многими техниками нам еще только предстоит познакомиться.

23 слайд

В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимание на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!

24 слайд

Как говорил Василий Александрович Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.

14 ноября 2023 в 11:10

Прикреплённые файлы:

Документ: Выступление и презентация воспитателя Цыбулиной Л.В. к опыту работы на тему: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Описание файла:

Файл называется: prezentacija-moja_30ho9.pptx

Это официальный файл организации «Муниципальное бюждетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 муниципального образования Каневской район», в нём содержится Выступление и презентация воспитателя Цыбулиной Л.В. к опыту работы на тему: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

Размер файла: 4,55 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.