Муниципальное бюждетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 муниципального образования Каневской район
|
Роль проектной деятельности в формировании субъектной позиции дошкольников в образовательном процессе.В данный момент вся система образования, в том числе и дошкольное образование, переживает переходный период. На этом фоне позитивно воспринимаются новые стратегические ориентиры, обозначенные в ФГОС. Согласно ФГОС, приоритетным направлением в работе является осуществление инновационных педагогических технологий в организации образовательной деятельности дошкольников. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Метод проектной деятельности актуален и эффективен, т.к. он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения. При организации проектной деятельности стоит учитывать, что в дошкольном возрасте замысел ребёнка опережает его технические возможности. В связи с этим взрослые, в первую очередь родители, должны оказывать помощь дошкольнику при реализации замысла. Совместная деятельность позволяет детям и родителям лучше понять друг друга, установить доверительные отношения. При организации проектной деятельности в детском саду педагоги могут столкнуться со следующими проблемами.
Н.Е. Веракса и А.Н. Веракса выделяют три основных вида проектной деятельности: творческую, исследовательскую и нормативную. Каждый из них обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации. Рассмотрим эти виды проектной деятельности более подробно. Творческая проектная деятельность направлена на создание нового творческого продукта. Они важны тем, что отражает интересы ребенка. Можно выделить следующие этапы творческой проектной деятельности:
Исследовательская проектная деятельность чаще всего носит индивидуальный характер и способствует вовлечению ближайшего окружения ребенка (родителей, друзей, братьев, сестер) в сферу его интересов. В процессе работы над исследовательскими проектами обогащаются знания детей. Дошкольники учатся добывать знания самостоятельно, привлекая все доступные средства. Можно выделить следующие этапы исследовательской проектной деятельности:
При оформлении исследовательского проекта родители могут помогать дошкольнику, но необходимо помнить, что организатором проектной деятельности является ребенок. Взрослые выполняют лишь вспомогательную функцию, следуя замыслу ребенка и наблюдая за тем, чтобы он полноценно реализовывал свои каждый этап. Постранично оформленный исследовательский проект может выглядеть следующим образом:
Нормативная проектная деятельность является чрезвычайно важным направлением в педагогической деятельности, поскольку она развивают позитивную социализацию детей. Эти проекты всегда инициируются педагогом, который должен четко понимать необходимость введения той или иной нормы. Нормативные ситуации, сопровождающие жизнь ребенка, можно разделить на три группы:
Общая стратегия работы с детьми заключается в том, чтобы минимизировать запрещающие ситуации и увеличить количество ситуаций, поддерживающих детскую инициативу. Работа по созданию новой нормы (нормотворчество) основывается на реальных ситуациях, возникающих в жизни детей в детском саду. Обычно это типичные, повторяющиеся конфликтные ситуации. Конфликты дошкольников характеризуются столкновением детских инициатив, при котором каждый ребенок настаивает на своем варианте поведения. Позиция воспитателя состоит в поддержке инициативы детей, что приводит к увеличению числа возможных вариантов поведения и к созданию нового правила поведения в данной ситуации. При этом педагог берет на себя ответственность за соблюдение правила, выработанного детьми, и за реальное поведение дошкольников в данной ситуации. Таким образом, проектная деятельность в ДОУ способствует формированию субъектной позиции дошкольника и обогащает его знания. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, проектная деятельность в конечном итоге должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, обеспечивать качественные результаты педагогической деятельности. Кроме того, проектная деятельность делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. 14 ноября 2023 в 20:36
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.