Основополагающим документом для дошкольных образовательных организаций является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором говорится о том, что образовательными организациями должны создаваться "благоприятные условия для развития способностей и творческого потенциала как субъект отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром".
Развитие субъектных проявлений ребёнка дошкольного возраста в практике – одна из задач главных образовательной деятельности.
Система деятельности детского сада открыта для всех участников образовательных отношений, в которой высоко ценится личный выбор и соучастие детей в определении содержания и форм образования, а часть мероприятий и дел инициируется самими детьми; осуществляется переход от традиционной педагогической системы, основанной на механизмах субъект-объектных отношениях педагога и воспитанника, к новым – субъект-субъектным отношениям и предполагает умение каждого участника образовательных отношений пройти все этапы деятельности: формирование мотивации, планирование (постановка цели, задач, подбор средств), осуществление конкретных действий и культурных практик по достижению цели, рефлексию (самооценка причин успеха, неудачи, выводы).
Одной их технологий, позволяющей старшим дошкольникам на основе практико-познавательной деятельности, самостоятельно и в сотрудничестве – под руководством взрослого развивать собственную субъектность, выступает метод проектов. В проектной деятельности происходит формирование субъективной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность.
Проект краткосрочный для детей старшего возраста «Профессия повар - кондитер» (из опыта работы Гук Л.Н.)
Проект экологический «Мини - огород на окне» воспитатель Цыбулина Л.В.
Мастер-класс «Воспитываем в детях финансовую грамотность»старший воспитатель Цыбулина Л.В.
Проект «Мир в песочнице» педагоги-дети-родители (из опыта работы Цыбулиной Л.В.)